Обзор и сравнение ИЗОБРАЖЕНИЯ телевизоров формата 4K Samsung UE55F9000 и Sony KD-55X9005A. (в магазине)

Публикация 10.ноябрь.2013г.



В этой статье хочу рассказать о моём первом знакомстве (пока только в магазине) с телевизорами формата 4K (точнее сказать — Quad Full HD, Ultra HD, Ultra HDTV, 3840×2160 пикс.) и впечатлении о них. Так что информации немного, но, всё же лучше, чем ничего. Из существенных достоинств отмечу, что у обоих телевизоров используются очень схожие глянцевые покрытия экрана типа Ultra Clear Panel — обеспечивающие глубину чёрного, тогда как на матовых поверхностях чёрного не добиться даже в темноте. Кроме этого телевизоры с такой поверхностью значительно красивее. И, по моему мнению, Samsung UE55F9000, имееет покрытие с более глубоким чёрным цветом, чем Sony KD-55X9005A. Возможно, это связано с тем, что у Sony используется экран из стекла. Конечно, имееется антирефлексное напыление, но коэффициент отражения всё же выше, чем у Samsung. Кроме этого, подслой из поляризующей плёнки, необходимой для пассивного 3D, усиливает блик и уменьшает глубину чёрного, придавая телевизору лёгкий бронзовый оттенок.

При просмотре фотографий с внешней флешки, оба телевизора показали исключительно высокое качество, "пиксель в пиксель" без паразитных шлейфов и искажений. Такое качество обработки фото вижу впервые — возможно, более корректно работают режимы, отключая ненужные для просмотра модули обработки видео, вносящие искажения. Кстати, ещё один конкурент, LG 65LA965V, показал "традиционное" качество фото, размазав цветовой переход синий-красный (шлейфы до трёх пикселей).

Время обработки входного сигнала (input lag), по мнению By Pierre-Jean Alzieu для Sony KD-55X9005A в режим игра составляет ~40мс, что вполне приемлемо для игр и использования телевизора в режиме монитора компьютера (запаздывание движения курсора на экране относительно мыши заметно не будет).


А теперь перейду к рассказу о тех странностях и недостатках, которые заметил в магазине.

На сегодняшний момент наиболее полноценно такие телевизоры можно использовать, подключая в качестве монитора для компьютера. Наконец-то появляется возможность получить идеальный рабочий стол. “Ценность в совершенстве тогда, когда она достигается ещё при жизни.” как первое прикосновение к рукотворной реальности, и у Вас окажется, как сказал бы Дж.Х.Чейз, Весь мир в кармане.... "Мираж". Но есть и недостатки. В своей предыдущей статье тест телевизоров я постарался подробно описать возникающие проблемы при использовании телевизоров подобным образом. Итак, по порядку.


1. О болезненности для глаз.

На глаза влияют такие параметры, как мерцание подсветки, мерцание матрицы (напряжение сброса Vcom, инверсия кристаллов), форма субпикселя и последовательность выключения его секторов при уменьшении яркости.
В телевизоре Samsung UE55F9000 используется родная матрица S-PVA и поэтому сохраняются те же недостатки, что и в предыдущих моделях. Об этом подробно описано в статье тест телевизоров. Но этот недостаток уже не столь существенен, потому что размеры пикселей здесь достаточно малы и, например, перекрёстные искажения, интерференцию соседних строк (ошибки зрительного восприятия — оптическая иллюзия) я всё же заметил, но только на расстоянии ~30см от телевизора. Картинка Sony KD-55X9005A по этим параметрам мне показалась более приятной. Но ещё раз напомню, что сравнение проводил в магазине, а оценку по усталости глаз можно поставить только при многочасовой эксплуатации. Какая у Sony матрица, не знаю, но не S-PVA, вероятно AMVA3 производства китайской AU Optronics ("PNL" (as in, "Panel"): T550QVD02.0) — после выхода Sony в 2012 году из партнёрства и продажи своей 50% доли в S-LCD, Samsung объявила о слиянии S-LCD Corporation с подразделением Samsung Mobile Display в мирового лидера Samsung Display Co., Ltd в области технологии дисплеев, а Sony перестала иметь собственное подразделение по производству матриц.

загружается Sony KD-55X9005A сервисное меню



2. В телевизоре Samsung UE55F9000, как и в других топовых телевизорах Samsung последних лет (с тонкой рамкой), по внешнему периметру хорошо заметно затемнение матрицы (ободок) шириной в 4-6 пикселей, и только на расстоянии 10-20 пикселей от внешнего периметра фон равномерен. Бессмысленный недостаток, похожий на вредительство. При просмотре фильмов это незаметно, но в качестве монитора компьютера (на рабочем столе) довольно мерзко. У Sony KD-55X9005A неравномерность у краёв значительно меньше.
загружается фото Samsung UE55F9000
 равномерность яркости белого загружается фото Sony KD-55X9005A
 равномерность яркости белого


3. Изменение яркости и цветности у Samsung UE55F9000 в зависимости от угла зрения примерно соответствует телевизорам других серий, точнее сказать не могу (в любом случае, матрицы Ultra HD и Full HD одного типа S-PVA). И, т.к. телевизор большой, этот недостаток может оказаться очень существенным при работе с близкого расстояния. Ибо комфортное расстояние от глаз будет составлять около 0.5 метра, и нетрудно представить, под каким углом от перпендикуляра окажутся края. Но, похоже, этот недостаток исчезнет только с отказом от ЖК (LCD) технологии как таковой. Или, на мой взгляд, такие телевизоры должны быть изогнутыми. Это компенсирует большую неравномерность яркости экрана в зависимости от угла зрения и повысит реалистичность восприятия картинки.

А вот Sony KD-55X9005A вызвал недоумение. У него белый цвет (баланс белого) в зависимости от угла зрения сильно менялся, становясь жёлто-серым. И это "веселье" начинается примерно с угла в 30° от перпендикуляра как по вертикали, так и горизонтали (см. фото выше). У других серий телевизоров Sony такого нет. Возможно, это влияние подсля из поляризующей плёнки, необходимой для пассивного 3D. Недостаток серьёзный, но его нужно будет более внимательно протестировать. Кроме этого удивила неравномерность подсветки у Sony KD-55X9005A, которая проявляется в полосах и засветах, если, конечно, верить, что используется экран Triluminos со смешанным типом подсветки, где частично используются "квантовые точки" (тыловые, а не боковые). А между тем у Samsung UE55F9000 равномерность подсветки оказалась очень хорошей (не считая краёв), полос и пятен на светлом и сером фонах я практически не заметил. Здесь хотелось бы немного отклониться от темы и рассказать про третьего конкурента, LG 65LA965V, неравномерность подсветки которого была настолько серьёзной, что, возможно, это был просто брак.

LG 65LA965V, неравномерность подсветки в виде кольца



4. В конце отмечу еще один недостаток Sony KD-55X9005A. Это динамики по бокам. И так телевизор большой, трудно с ним, а тут ещё это... Шаг Sony, конечно, понятен. Убытки последних лет заставляют идти на компромисс со здравым смыслом. Но, к добру это не приведёт, и уж точно не продлит срок службы телевизора при постоянной вибрации от мощных динамиков. Вывод — если нет ножовки по металлу (отпилить), то можно просто отключить и присоединить внешнюю нормальную акустику. Вот такой юмор напоследок.




Вот всё, что я подготовил в обзоре о новых ЖК телевизорах, и недостатки, которые удалось в них узреть, являются такой мелочью в сравнении с тем прорывом и качественным скачком в области телевизионной техники. И жаль, что конкурентный формат — OLED телевизоры, так и не появляется на горизонте. А ведь достоинств должно быть немало, например технология — AMOLED. Тот же принцип, что и ЖК TFT, только подслой из TFT транзисторов управляет не жидкими кристаллами, а светодиодами.

Возможные преимущества OLED:
  • Углы обзора почти 180 градусов.
  • Малая неравномерность яркости и цветности в зависимости от угла зрения.
  • Временем отклика можно пренебречь, т.е. отсутствие инерционности. Здесь степень снижения чёткости динамичной сцены будет определяться лишь способом обработки исходного сигнала при формировании растра (известны способы, как "обмануть" инерционность человеческого глаза, например методом вставки промежуточного чёрного кадра).
  • Почти нулевой уровень чёрного, высокий контраст (возможно небольшое свечение MLL<0.01 кд/м² из-за тока неосновных носителей заряда управляющих транзисторов).
  • Меньшая неравномерность яркости и цветности по полю экрана (см. пункт 3 недостатков).
  • Нет мерцания, свойственного подсветке в ЖК телевизорах, по причине отсутствия самой подсветки.
  • Возможно, отсутствие крайне неприятного мерцания (песка), свойственного плазменной панели, из-за чего её категорически нельзя использовать как монитор для компьютера и можно смотреть только с расстояния не менее трех метров (здоровье дороже). В плазме ШИМ модуляция используется для формирования полутонов, т.е. самой картинки. Это связано с тем, что субпиксели плазменной панели представляют собой маленькие люминесцентные лампочки, которые могут иметь только два состояния — вкл. и выкл.
  • Возможно, отсутствует и мерцание, типичное для ЖК матриц, связанное с напряжениями сброса Vcom, замедляющего старение.
  • Важный пункт — очень малое расстояние между субпикселями, не увеличиваются черные полосы между субпикселями при понижении яркости — это обеспечит очень гладкую и чистую картинку с незаметной структурой растра. На фото ниже показано, как увеличивается горизонтальный промежуток между пикселями при понижении яркости ЖК матрицы Samsung, S-PVA.


  • Широкий диапазон рабочих температур.
  • Если это действительно так, то при отсутствии всяких ШИМ-ов, OLED-телевизор станет идеальным монитором для компьютера.
Возможные недостатки OLED:
  • Флуктуации баланса белого, перепады цветовой температуры в зависимости от яркости свечения светодиода, а также из-за разных характеристик красных, зелёных и синих светодиодов (требуется нелинейная коррекция или ШИМ).
  • Девиация локальной яркости в зависимости от общей яркости (амплитуды входного сигнала). Эта проблема имеет место у плазменных панелей и связана с питанием.
  • Разброс характеристик отдельных сведиодов и групп, и появление неравномерности яркости и цветовой температуры по полю экрана (полосы, пятна, эффект "грязного" экрана).
  • Появление битых пикселей.
  • Как и в плазмах, в первых поколениях OLED телевизоров, пока технология совершенствуется, возможен паразитный «эффект памяти», т.е. появление остаточных послесвечений.
  • И, конечно, небходимо внимательно изучить болезненность для глаз, если будет использоваться ШИМ модуляция для формирования полутона.
  • По сомнительным сообщениям в прессе — небольшая продолжительность работы синих светодиодов по сравнению с зелеными и красными, что снижает время жизни панели до 2-3 лет.




К сожалению, массовое производство новинок по реальным ценам будет нескоро, и причины этому следующие:
  • Производитель слишком увлекается совершенствованием игрушек — смартфонов и планшетов. Огромные средства тратятся на разработку всякой ерунды.
  • Мировой кризис также внёс свои коррективы — анонс новых телевизоров должен был начаться ещё в 2009 году.
  • Серьёзное отставание в области телетрансляции. Опять же — современная циничная и бездарная манера съёмки у операторов — одни физиономии во весь экран (см. пункты статьи ниже). Как Вам понравится анатомические подробности лица в формате 4K ?
  • Нарушается закономерный баланс между увеличением разрешения экрана и ростом производительности компьютеров. Только топовые процессоры смогут обработать такую картинку.
  • И главное — плохая информированность потребителей о различных возможностях ПРИМЕНЕНИЯ телевизоров высокой чёткости — отсюда низкий спрос. Вот приведу пример оформления моего рабочего места и зоны отдыха одновременно. Телевизор 40 дюймов является монитором для компьютера и стоит на подставке на колёсиках — при необходимости легко меняю расстояние до кресла. Такой телевизор в режиме монитора значительно эффективнее из-за большой диагонали. Можно полноценно использовать разрешение 1920х1080 пикселей и не щуриться из-за мелких букв.
Мои настройки:
  • Минимальный размер букв, использую преимущественно tahoma 11 пикселей.
  • Отключено сглаживание ClearType, при матрице S-PVA телевизора Samsung LE-40М87 и мин. размере букв оно не требуется.
  • Операционная система Windows XP, т.к. в интерфейсе Windows 7 испортили всё, на что хватило фантазии, например увеличили расстояние между строчками (в проводнике — оболочке Windows), и вообще, там всё с "размахом". Но это объяснимо — надо же было чем-то заниматься ста тысячам сотрудников Microsoft в течение восьми последних лет.




Некоторые рекомендации при выборе телевизора в магазине:

1. Выбирать телевизор по качеству картинки в магазине — дело неблагодарное, даже специалист с трудом отличит действительно недостатки от неправильных настроек и плохого сигнала.

2. Не используйте заводские преднастройки изображения для оценки качества — картинку нужно настраивать самому. Я подготовил несколько фотографий для теста качества изображения телевизора и проверки на битые пиксели:

Скачать фото для телевизоров формата Ultra HD (4K) (откроется страница, на которой нажмите кнопку "скачать")
Скачать фото для телевизоров формата Full HD (2K) (откроется страница, на которой нажмите кнопку "скачать")

кроме этого, с других сайтов, ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ. Открывать фото необходимо во весь экран или в размере 100% и без интерполяции. Иначе тесты работать не будут.

Если подключите телевизор к компьютеру (через цифровой порт), то можете перейти на сайты techmind.org, lagom.nl, pbase.com, для более детальной проверки телевизора через браузер, и, с помощью картинки ниже (кликабельной), можно оценить мерцание матрицы за счёт инверсии кристаллов, Vcom.

загружается Инверсия ЖК



3. Современные ЖК (LED) телевизоры очень тонкие и хлипкие. Будьте осторожны при переноске. Старайтесь браться за подставку и придерживать в нескольких точках для распределения нагрузки. Иначе могут появиться засветы на изображении или того хуже.

4. О звуке. При покупке ЖК (LED) телевизора сразу подумайте о дополнительной акустике. Причин этому несколько. Во-первых, встроенные динамики дают сильную вибрацию корпуса — это может сказаться на долговечности столь сложного и нежного изделия. Во-вторых, качество звука оставляет желать лучшего. Рекомендую подключить симпатичные активные колоночки с хорошим звуком Sven Royal 1R через выход на наушники (в комплекте провод есть). Их высокоомный вход прекрасно согласуется с низкоомным выходом телевизора — видимо, разработчики учли такой вариант подключения, и никаких паразитных шумов и гармонических искажений я не заметил. Кроме того у них имеется удобный дистанционный пультик с регуляторами громкости, тембров и выключения. P. S. Выпущены новые, более дорогие Sven Royal 2R.

5. Не руководствуйтесь при выборе размера телевизора разными таблицами, в которых приводятся рекомендации по размерам комнаты. Берите диагональ такую, какую позволит Ваш кошелёк. Чем больше, тем лучше. Даже если вначале картинка может показаться слишком крупной, Вы быстро к ней привыкните, а потом окажется мало. Например, диагональ 46 дюймов, комфортно смотреть фильмы при Ultra HD (4K) — на расстоянии 0.5-1 метра, Full HD 1920х1080 — на расстоянии 1 -1.5 метра, DVD или телетрансляцию — с расстояния 2 - 3 метра, т.е., для семейного просмотра, диагональ 46 дюймов является минимально достаточной для комфорта. Эффект от просмотра фильмов на большом экране выше, чем на маленьком, даже, если разрешения у них одинаковые и эффективные размеры (относительно угла зрения, т.е. маленький телевизор ближе, а большой дальше) совпадают. Иное дело — было бы что смотреть. В современных фильмах операторы переняли моду у американцев снимать, в основном, макро крупные планы, т.е. одни физиономии на весь экран. А созерцать на большом экране телевизора анатомические подробности лиц, вместо увлекающих в мир фильма съёмок в общем плане — то ещё удовольствие. И, от клипового мелькания говорящих ртов на весь экран, при частой смене камер в диалогах, кружится голова, и отодвигаешь телевизор дальше. Вместо того, чтобы ПРИБЕРЕЧЬ крупный план для выделения наиболее эмоциональных моментов фильма, современные горе-операторы снимают этим способом весь фильм. Пример тому, триллер Тёмный мир, 2010г. (рецензия Алекс Экслер) — испорчен крупными планами, фильм Обитаемый остров, 2008г. (рецензия Goblin) — уничтожен крупными планами. Правда, сейчас у американцев мода снимать вообще одни рожи на весь экран, например, в боевике Неудержимые (The Expendables), 2010г. (рецензия ObjectiveCriticism) оператор Джефри Л. Кимбалл, "талант", даже во время драк снял какую-то кашу из мелькающих физиономий и других частей тел и предметов, а если серьёзно, как такие мастера начали выдавать откровенный хлам? И, конечно, всю эту муть (в плане операторской работы) неприятно смотреть на большом экране, ибо изучать в деталях результаты пластических операций на мордах звёзд Голливуда — это всё равно, что вызывать рвотный рефлекс. Не обойду стороной и передачу "Что? Где? Когда?"! Там ВСЯ операторская работа — это бездарное, хамское и циничное мелькание камер по лицам. Как глоток свежего воздуха видишь односекундный показ игрового поля целиком. И, наконец, вершиной операторской парадоксальной лестницы и разложения стал фильм Легенда №17, 2013г. (рецензия Gosh). Тут, как говорится, без комментариев.
       Наступит ли снова то время, когда хорошая игра актёров, сюжет, будут дополняться красивыми обзорным планами, ландшафтными съёмками, достойными большого экрана, диалоги можно будет увидеть в общем плане и самому выбирать, на кого из актёров смотреть, не уткнувшись нос к носу в чужое лицо... Так что, если Вам будет некомфортно смотреть фильмы, сидя близко к телевизору, поверьте, это ошибка оператора.





Несколько интересных ссылок, касающихся темы изображения:

Общие обзоры:
Тесты телевизоров:
Технические статьи:
Форумы:


P. S.:

Всё это моё субъективное и непрофессиональное мнение, так что смотрите, изучайте.

Публикация 10.ноябрь.2013г.

Nester